Стремительно ворвавшись на полиграфический рынок DTF печать оказалась на столько простой и недорогой, что казалось она должна вытеснить все остальные способы печати по текстилю или, как минимум, серьезно потеснить их. В первую очередь это должно было оказать влияние на шелкографию ввиду ее сложности, о которой мы знаем если не все, то очень многое.
Еще в середине 2000-х годов наша компания организовывала обучения и мастер классы по шелкотрафаретной печати с участием, лучших на тот момент, российских печатников. Приглашали иностранных специалистов таких гигантов в производстве расходных материалов для трафаретной печати, как KIWO и Marabu. Итак, что же сейчас происходит в полиграфии и победит ли ДТФ печать?
Основными «недостатками» шелкотрафаретной печати являются сложность технологии. Один из столпов трафаретной печати капитан студии «Рея», Андрей Короб постоянно акцентировал на этом внимание: - «Недостаточно обучить одного какого-то специалиста для получения качественного отпечатка, обучение всегда должно быть в связке – дизайнер (препресс специалист), технолог, печатник». В подтверждение этих слов может служить крайне малое количество студий и типографий, имеющих возможность полноцветной печати по текстилю именно шелкотрафаретной печатью, которая еще больше требовательна к наличию знаний, опыта, соблюдения технологии на каждом этапе.
Достаточно долгий процесс запуска изделия в производство. Например, для печати полноцветного отпечатка бывает необходимо 6 и более форм, а это значит вывод такого же количества пленок, нанесение фотоэмульсии на это количество рам, сушка, экспозиция, установка рам в печатный станок, настройка сведения рам. Особенно если сравнивать с печатью на ДТФ принтере, где после легкой коррекции изображения, готовый тираж можно получить буквально в течение часа.
Кроме этого надо учитывать, что участок шелкотрафарета по текстилю требует гораздо больше производственных площадей, как для участка подготовки фотоформ, так и для печатного участка. Складывается впечатление, что тут одни только сложности и как эта технология еще жива?
Ответ кроется в возможностях. На сегодня шелкография по ткани, пожалуй, единственная технология, позволяющая печатать такими цветами, как золото или серебро. Создавать всевозможные эффекты, например, имитирующие замшевую поверхность, использование глиттеров или светонакапливающих добавок в краску, фольгирование. Причем все это можно комбинировать в результате чего получаются настоящие шедевры. Еще одним неоспоримое преимущество стойкость изображения. ДТФ печать по этому критерию подошла довольно близко к шелкографии, но всё равно уступает ей.
Печать на ДТФ принтере, очевидно, отняла часть заказов, ранее выполняемых шелкографией, в первую очередь за счет более низкой себестоимости и большей доступности для использования на производстве. С другой стороны, за шелкографией остаются эксклюзивные высокомаржинальные изделия и длинные тиражи, где до сих пор нет равных.